Навязанная свобода: что не так с современным либерализмом


Либерализм — философское и общественно-политическое течение, считающее основой основ незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Свобода мысли и слова, свобода религии, выбора (в том числе политического), торговли. Неприкосновенность частной собственности, верховенство закона и равенство пред ним всех граждан.

Эти основные принципы либерализма сами по себе безупречны. И все же последователей этого течения давно и часто критикуют. Причем против выступают не только, например, националисты, но и патриоты, и консерваторы, и те, кто даже не относит себя к какому-либо другому общественно-политическому направлению.

«Гегемония либерализма привела к его вырождению в либертаризм, к абсолютизации индивидуализма, атомизации и фрагментаризации общества, что в свою очередь обусловило внутреннюю эрозию общества, его распад, "кризис культуры". Жизнь лишается иного смысла, кроме удовлетворения потребностей. Философией существования становится гедонизм».


Доктор философских наук Анатолий Френкин

«Один из основателей либеральной философии открыто провозгласил абсолютную свободу самовыражения индивида, каким бы экстравагантным оно ни было. Это означает полный отказ от понятия греха, без которого невозможно существование абсолютной морали, что неизбежно ведет к ценностному нигилизму, а значит, к деградации и упадку человеческой цивилизации».


Наталья Нарочницкая, президент Института демократии и сотрудничества

«Либерально-капиталистическая глобализация стремится унифицировать мир, построить его по одному — американскому (западному) — стандарту. Человечеству навязывается единообразная культура, в которой доминируют западные ценности и вкусы. Глобальный Запад во главе США стремится к переустройству всего мира на либерально-демократических принципах, то есть так, как это выгодно в первую очередь западным странам. Их не беспокоит, нужны ли эти либеральные ценности другим народам. Все это вызывает законное и вполне понятное возмущение и недовольство огромных масс людей в разных странах мира, ибо этнокультурное и цивилизационное многообразие мира является богатством человечества, служит источником его духовного развития».


Владимир Добреньков, российский философ и социолог

“Европейский выбор” — это как десерт в хорошем доме с высокими ступенями и просторной гостиной без мух. К десерту норовят дотянуться грязные крестьянские дети — руки в навозе, ногти не стрижены, загибаются, как у Бабы Яги, сопли засохли на щеках, трусов под портами нет: это мы. <…> То, что для хорошего русского человека в его убогом ценностном мире “европейские ценности” стоят на сорок шестом месте, сразу после картошки в мундире и сметаны с луком, означает, что он вообще не человек».


Захар Прилепин, российский писатель


Написать нам