Современные аргументы критиков либерализма


Как мы уже рассказывали, либерализм ставит во главу угла незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает главенство свободы во всех смыслах — мысли и слова, религии, выбора, торговли, неприкосновенность частной собственности, верховенство закона и равенство пред ним всех граждан. Однако современное воплощение либерализма сильно отличается от его классической трактовки и часто подвергается критике. Рассмотрим некоторые спорные моменты.

Ряд экспертов, как западных, так и российских, считает, что с распространением либерализма (причем часто искусственным) происходит смешение культур и глобализация.

Специалисты указывают на то, что США, а за ними и Европа, навязывают либерализм другим странам, а основной целью этого является доминирование этих государств над другими.

Одним из инструментов такого распространения становится Международный валютный фонд: странам на жестких условиях выдаются кредиты, идет давление на их экономику и политику в целом. Используя финансовые средства, одни государства пытаются принудить другие к проведению экономических реформ, в результате которых значительно сокращается роль государства в управление экономикой и социальном обеспечении, а национальный суверенитет подрывается, а сама страна попадает под контроль международных финансовых институтов

Некоторые социологов и философов, говоря о современном либерализме, связывают его с понятием тоталитаризма. Немецкий и американский философ, социолог и культуролог Герберт Маркузе, изучая неолиберальный тоталитаризм в своей книге «Одномерный человек», отмечал, что, хотя современное либеральное общество называется свободным, на самом деле в нем царит завуалированный неототалитаризм — общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида. Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, а он, в свою очередь, делается рабом своих потребностей. Все представители такого общества по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям.

В другой своей работе — «Борьба против либерализма в тоталитарном государстве» — Маркузе высказывал предположение, что фашизм и либерализм не оппозиционны в политическом плане, а кроме того тесно связаны идеологически.

Либерализм большое внимание уделяет вопросу равенства полов. Но на практике такая защита равенства приводит к размыванию института семьи (практика однополых союзов), апологии сексуальных меньшинств. Права меньшинств защищаются до такой степени, что зачастую вступают в конфликт с правами большинства. «Вместо защиты прав и свобод человека он [либерализм] стал настоящим «адвокатом дьявола». Либерализм перешел к защите прав заключенных, сексуальных меньшинств, умалишенных и т. п., т. е. категорий граждан, чьи т. н. права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей», — писал кандидат философских наук Андрей Беляков.

Либерализм критикует и Русская православная церковь. Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что исторически либерализм ставил «перед собой задачу бороться с тиранами, с тиранией, под которой подразумевались монархия и Церковь». В современном мире противоречия углубились, и одним из следствий возникновения постмодернистского либерализма стало размывание понятий добра и зла. «В значительной мере богословие XIX-XX веков на Западе было ориентировано на поддержку либерализма. Конечно, ни один богослов не говорит прямо, что не надо делать различия между добром и злом, но либеральное, так называемое прогрессивное богословие отторгает сознание людей от Предания Церкви, в котором ясно содержится вся христианская аксиология и нравственность, и переориентирует это сознание на светские ценности», — указывал патриарх. Подобное поведение, по мнению главы РПЦ, может привести к апокалипсису.


Написать нам