Беспилотные автомобили: будущее совсем рядом


В наши дни разработками в области автономного транспорта, способного передвигаться без какого-либо вмешательства со стороны человека, занимаются абсолютно все — от американского IT-гиганта Google до российского КамАЗа. Но что самое интересное, история беспилотного транспорта насчитывает вот уже почти 100 лет.

Так, например, в 1925 году по Нью-Йорку разъезжал автомобиль под названием «Американское чудо», управлявшийся удаленно при помощи радио. Да, он не был по-настоящему автономным, но отсутствие водителя за рулем все же поразило публику. Уже в следующем десятилетии на беспилотные технологии обратили внимание и крупные автопроизводители: на Всемирной выставке 1939 года General Motors стал спонсором футуристической экспозиции с соответствующим названием Futurama, одним из экспонатов которой был электромобиль, также управляемый по радио.

На смену удаленному управлению пришли действительно беспилотные автомобили. В 1950-х и 1960-х годах американцы и британцы провели несколько опытов, в которых машины могли уже самостоятельно придерживаться маршрута за счет специальных приспособлений, интегрированных в дорожную инфраструктуру, — проводов либо электронных маячков. Подобные решения были интересны с научной точки зрения, но практически бесполезны для массового применения, так как потребовали бы дорогостоящего переоснащения всех дорог общего пользования.

Первый беспилотный автомобиль в его современном понимании, то есть умеющий ориентироваться в пространстве за счет камер, лидаров и машинного зрения, без необходимости применения каких-либо дополнительных ориентиров, появился в 1980-х в Германии.

Его построили ученые из Университета бундесвера в Мюнхене под руководством профессора Эрнста Дикманса, признанного одним из «отцов» беспилотного транспорта.

Несмотря на это, еще долгие годы беспилотные автомобили оставались лишь игрушками для ученых и красивыми концептами для международных выставок. Все изменилось в 2009 году, когда за дело взялась компания Waymo, входящая в состав корпорации Google. Беспилотники этой компании можно сравнить с первым iPhone. Смартфоны и сенсорный ввод существовали задолго до легендарного творения Стива Джобса, но именно iPhone показал миру, каким должен быть мобильный гаджет, после чего все производители техники принялись активно создавать подобные устройства.

В наши дни над беспилотным транспортом трудятся как крупные автопроизводители, такие как Volkswagen, General Motors, Ford, Audi, Toyota, BMW, Volvo и Nissan, так и высокотехнологичные компании, в том числе американская Uber и российская Яндекс. Детище отечественного интернет-холдинга уже было испытано в реальных условиях московских улиц.

16 февраля этого года Toyota Prius V, снабженный системой автоматического пилотирования российской разработки, прокатился по дорогам московского района Хамовники. Беспилотник от Яндекс продемонстрировал способности останавливаться на светофорах, менять скорости, объезжать препятствия и даже реагировать на встретившиеся по пути дорожные знаки и пешеходов.

К слову, уже этим летом КамАЗ планирует начать использование беспилотных грузовиков собственной разработки для внутренних логистических перевозок на территории предприятия.

По мнению специалистов, одним из главных преимуществ беспилотного транспорта является его безопасность. Ведь управляющий подобной машиной искусственный интеллект никогда не уснет и не сядет пьяным за руль. Подтверждает такое мнение и официальная статистика ГИБДД, согласно которой в 85% ДТП виноваты сами водители, нарушившие правила дорожного движения.

Однако и компьютеры могут ошибаться.

20 января 2016 года в Китае была зафиксирована первая в истории авария беспилотного автомобиля, приведшая к гибели человека. Тогда Tesla Model S на полном ходу врезался в подметально-уборочную машину, в результате чего смертельные травмы получил 23-летний водитель уборочной машины.

7 мая того же года уже в США та же самая модель Tesla Model S в режиме автопилота въехала в прицеп грузового автомобиля. А 18 марта 2018 года беспилотный автомобиль впервые в истории убил пешехода. В американском городе Тампа внедорожник Uber насмерть сбил 49-летнюю Элейн Херцберг. Спустя всего пять дней после этого беспилотник Tesla — на этот раз Model X — вновь попал в смертельную аварию. Трагедия произошла в небольшом калифорнийском городе Маунтин-Вью. На этот раз автономный автомобиль протаранил бетонный разделитель. 

Несмотря на эти печальные факты, сложно отрицать, что беспилотные автомобили представляют собой одно из перспективных направлений развития технологий, которое может значительно повлиять на жизнь каждого человека в будущем. Главное – в погоне за технологическим развитием не потерять из виду ценность человеческой жизни.

По материалам: Ведомости, Google News, Digitaltrends, Computerhistory, Вести, Wired


Написать нам